Смысл жизни

С огромной радостью, я хотел бы поделиться с вами некоторыми моими размышлениями на тему смысла нашей жизни. На самом деле, речь идет о смысле жизни вообще – не только нашего, смысла жизни каждой вещи, с которой я сталкиваюсь, до которой прикасаюсь/дотрагиваюсь, с которой я встречаюсь, которую привожу к жизни. Я не хочу излагать вам какие-то неземные истины, но хочу дать вам возможность совместного путешествия. Путешествия по миру нашего вопроса, являющегося основным вопросом нашей жизни: «Каков смысл нашей жизни?» (…)

      Я придаю жизни смысл. Жизнь имеет смысл только тогда, когда я вкладываю в нее какой-нибудь. Это очень сильное утверждение, которое может показаться немного претенциозным. Но тем не менее, когда я умираю, вместе со мной умирает целый мир. Когда я закрываю глаза, мир для меня уже не существует. Когда же я их открываю, то заставляю мир появиться. То есть, я могу быть причиной того, чтобы мир появлялся и исчезал по моей воле. Кто-то может спросить: «За кого он себя принимает?! Он думает, что мир вращается вокруг него. Но не только же он один существует. Земля и без него будет вращаться».

       И это правда. Мир может существовать без меня, но чем есть мир? Это не кто-то. Это я решаю, существует ли этот мир, или нет, когда открываю или закрываю глаза. Человеческая природа изначально есть природа индивидуальная. Я сам рождаюсь. Никто не может за меня есть, ходить в туалет, никто не может за меня состариться и умереть. Это так же верно для любого существа, поэтому для каждого существа мир может существовать или не существовать.

Когда мы начинаем идти Путем человека или задаем себе вопрос о смысле жизни, мы склонны размышлять в общем. Мы не пытаемся понять деталей, только в которых и ключ и сердце существования. Например, мы с легкостью говорим: «Бог живет на небесах». Но его там еще никто не видел. Или говорим: «Бог есть во мне», но это тоже только предположение. Мы любим обобщения по причине своей лени. Но чтобы видеть самим, нам придется выйти за пределы обобщений, за пределы традиций, за пределы текстов, даже святых текстов, за пределы установленных истин. Некоторые повторяют слова других, говоря, что существует только жизнь, и после нее уже ничего нет. другие уверенны, что после смерти есть жизнь вечная, другие же утверждают, что обладают душой, (…) Поэтому мы не можем дойти до истинного понимания только перенимая слова других или делая обобщения. Но это не значит, что надо придаваться духу сомнения, колебания. Колебания означают нестабильный ум, который не знает, пойти ли ему налево, или направо. Так нам не удастся проникнуть в великую реальность, достичь великой очевидности.

Что заставляет нас задавать вопросы на тему вечности, освобождения или божества? Это точно не делается из-за любви к Богу, Будде или Иисусу, поскольку пока мы не реализовали глубокую природу изначального Бытия, мы ничего о ней не знаем. И как поэтому мы можем любить что-то, чего не знаем? Таким образом мы можем понять, что это только иллюзия и вымысел.

Нет! все эти вопросы мы задаем из страха смерти, из боязни перед неизвестным, из страха потерять объект нашей жажды жить и существовать. Поэтому не любовь, но страх является тем, что заставляет нас вступить на долгий путь к Великой Действительности и освобождению от иллюзий и страха. Также есть такие готовые выражения, как: «С Божьей милостью», «Вас ожидает рай», «Будешь злым – Бог тебя накажет» «Спаси тебя Бог». Некоторые духовники даже утверждают, что человек не является Богом, что он есть только Его частью или отношением с Ним. Никто из тех, кто это утверждает, этого не доказал. 

Человек одарен умом, осенен божественным светом, способен к чудесам техники и интеллектуальным свершениям – почему он не идет до конца в своих поисках, чтобы знать, чтобы самому проверить утверждения других? У человека есть все необходимые для этого поиска инструменты. У него есть глаза, чтобы смотреть, уши, чтобы слышать, и мозг, чтобы изучать и достигать познания. Это одна из самых дурных человеческих привычек: лень. Мы думаем: «Тот человек все понял, написал книгу, выяснил. Мне остается только ее купить, заплатить и прочитать, чтобы просветиться». Другие ждут, чтобы Бог их просветил, чтобы явился им. Человек ждет, чтобы его кто-нибудь обслужил.

Однако истина такова, что человек тут для того, чтобы быть светом, растворяющим невежество, а не для того, чтобы проецировать свое невежество и темноту на других. Удивительно, что человек способен без устали работать, чтобы иметь, но ничего не делает, чтобы быть. Все только думают, что они есть.  

Но кто думает, что он есть? Кто является этим думающим? Где он есть? Видели ли вы его? Даже если в лаборатории расчленить человеческое тело на миллиард кусков, мы бы не нашли никого, кто был бы этим думающим. Мысль постоянно изменяется. Эволюция – это природа мысли. Одна мысль должна умереть, чтобы родилась другая. Вдох должен умереть, чтобы родился выдох. Попробуйте одновременно вдыхать и выдыхать. Это невозможно – можете проверить. Мы не обращаем внимания на этот маленький факт. Мы говорим: «я дышу» - и все. Но нет! За выдыхающим выдохом никого нет. Есть только выдыхающий выдох. И если я являюсь вдыхающим вдохом, я должен умереть вместе с ним, чтобы родился выдох. И тут снова по причине своей лени мы говорим: «я дышу».    

Мы называем вечного Бога «Вечным Богом», но вечностью мы считаем то, что существует после смерти. Но если это так, то это значит, что я не вечен, поскольку буду таковым только после смерти. Следовательно, я непостоянен и ничто во мне не вечно. Но то, что вечно, является таковым на самом деле. Вечность есть до, во время и после. Иначе это уже не вечность. Вечность вечна всегда, а не только «после». Поэтому если я являюсь вечностью и вижу, как тело разрушается, то что во мне не вечно? Это хороший вопрос. Который вынуждает меня оставить всякую лень. Что во мне не вечно?

Так вот, все, что появляется из вечности, не вечно. Все, что появляется, исчезает. Все, что не появилось – появится. Все приходит и уходит. Поэтому отвечаем: «Да, но Бог вечен». Хорошо – но этого недостаточно. Бог есть то, что появляется. Есть тем, что исчезает. Бог есть движение. Он ни на чем не задерживается. Бог не неподвижный лентяй, бездеятельно ждущий чего-то в своей удобной и безопасной полноте. Бог проходит, оживает и не пребывает. Это сильное утверждение. Где ж он вечен, если он не пребывает?   

Что вечно, так это тот факт, что все вечно изменяется, без остановки, без пребывания таким же самым, без я, без субстанции. Бог не имеет субстанции, поэтому он загадочен, неухватим и непознаваем. Его невозможно ухватить или им обладать. Он есть здесь и исчезает в тот момент, когда мы хотим его ухватить. Он есть в настоящем неустанно новый, другой. Его нет в прошлом, в известном, потому что прошлого нет, и когда познание его настигает, Бог уже где-то в другом месте. Его нет в будущем, потому что будущее еще не настало. Он не может быть нигде, кроме как здесь, в данный момент. Бог есть движение. Он между вдохом и выдохом.  Он между двумя шагами, между двумя словами. Он – Полнота в тишине. И когда мы хотим его выразить – его уже нет. он очень близко, но еще не здесь. Он тут, но не пребывает, не остается. Поэтому погоня за Богом – это тоже лень. Ленью также является игнорирование его. Ленью является отказ от усилия его открыть. Но чтобы его открыть, мы должны Быть. Быть Им. Быть Им больше, чем хотеть его ухватить.   

Мы понимаем поэтому, что таким образом появляется много заблуждений, и мы не всегда выбираем правильное направление. Мы как жадные дети. Нам хочется просить Бога. Мы молим его. Мы хотим Пути. Мы хотим принять позицию медитации. Мы хотим «взять» позицию медитации. Мы хотим тела Христова и его Духа. Мы хотим всего, чтобы только Бог нас не покидал и любил. Мы верим в Него, когда жизнь нас прижимает, когда мы сомневаемся; когда жизнь нас разочаровывает. В этом «хотении», жажде есть попытка удержать, ухватить, но он неудержим. Как можно удержать неудержимое? Это подобно желанию удержать отражение лица в зеркале, или отражение луны в текущей воде реки. Поэтому хотеть не позволит нам его достичь. Давайте попробуем Быть. Чтобы быть Тем, Кто Есть нужно стать подвижным, изменчивым как Он, созидательным. Нужно любить оживлять существа, любить освещать, давать жизнь застывшим, привычным истинам. Давать жизнь существам.  

Один старый монах играл с детьми, приводя в движение волчок. Это было все его учение. Он просто выражал Живущего. Каков истинный смысл нашей жизни? Делать детей? Преуспевать в любви? Преуспевать в интересах? Преуспевать на духовном поприще? Религиозном? Профессиональном? Только одна вещь отличает человека от других живых творений на земле. Только он может открыть Бытие, которое делает его живым и вновь воссоединиться с Тем, кто всегда шел с ним рядом. Только он может Его распознать и воплотить в себе Бытие. Реализовать Его. Это, естественно, не значит, что надо оставить семью, работу или религию. Это просто значит, что время нас не ждет, что Бог не ждет. И что жизнь – это только короткий миг. И в этот миг мы должны использовать единственный шанс, чтобы открыть Бытие, Живущего, Эссенцию нашего Духа, Подлинную Природу, которая делает меня живым.

Ничто не гарантирует, что смерть проявит для нас Сущность. А если бы даже она себя и проявила, будем ли мы способны ее распознать, если на смогли этого сделать за всю свою жизнь? Тут мы снова думаем, что в нас ЕСТЬ два человека. Тот, который проявлен, и Бытие, которого нужно достичь. Так вот, речь идет об этом самом Бытии. Бытии таком, какое есть. Живущий, называемый Богом или Буддой – это чистая мысль. Это ясная мысль, действующая с полной незаинтересованностью, без границ. Это бытие, которое в каждой вещи узнает Живущего, который узнает бытие. Это не дуалистичная, формалистичная мысль, разделяющая, создающая конфликты, мысль, алчущая добиться власти. Когда мы освобождаемся от такой мысли, тогда мы являемся Бытием, существованием, таким, какие есть. Мы являемся Богом. Некоторые думают, что человек не является Богом. Что это значит? Что есть человек и Бог? Что Бог не является единственным Бытием, и только по причине несчастного человека, который создает ему препятствия, который противопоставляет себя ему? С каких пор Бог является двумя? Это еще более претенциозно, чем утверждать, что мы являемся только частью Бога. Если мы часть Бога, то где весь Его остаток? Если наберете в ладони немного воды из озера, и постепенно в них останется только одна капля, разве эта капля не будет целым озером? Или она обладает своей самостью? Нет, очевидно, что нет!

И тут вы снова говорите: «Нет! Озеро является Богом, но капля – это только капля». Именно это является причиной наших заблуждений, страданий, приходящих тогда, когда мы отдаляемся оттуда, откуда мы родом. Как капля воды быстро высыхает вдали от своей природы, которой является озеро. Так же и человек, считающий себя обособленной самостью, отдельной частью, разрушается в дали от Живущего – от своей изначальной природы. Почему это так?

Бытие, Живущий – это энергия, движение, свет и в то же время – покой, - как глубина озера или океана. Двигаются только волны, только на поверхности, поверхностно. Человек, отдаляющийся от своей глубинной природы, от своего источника, света, исконной активности, от своей глубины, становится таким же поверхностным, как волны. Он непрестанно мечется. Он двигает своими мыслями, эмоции, желания и страсти (поскольку он знает только их), поскольку только они ему известны, в конце концов, он с ними отождествляется и начинает порождать страдания и тоску. Он узнает, что хорошее хорошо, и плохое – плохо. Он принимает форму за себя и борется, за то, чтобы ее удержать. Принимает семью за свою собственность и действует в ней с позиции силы. Принимает гнев за нечто реальное и сеет вокруг себя разрушение. За истину принимает определенные проекции ума и сражается за свои идеи. Принимает свое существование за реальную, отдельно существующую личность и противопоставляет себя остальному миру, сторонясь других и опасаясь даже соседей, коллег и друзей. За нечто реальное принимает деньги, время и пространство, и жаждет иметь абсолютный контроль над своим королевством, которое построил с помощью воли, желаний и невежества. Отбрасывая познание Полноты Бытия,  он заполняет свою жизнь предметами и существами, ища Полноты в том, что однажды должно исчезнуть. Ищет вечности, цепляясь за то, что непостоянно, поскольку все, что появилось - исчезнет. Поэтому он создает вожделения, алчность, ложь, зависть, ненависть, он осуждает, критикует, приговаривает других, и, в конце концов, через все эти несчастья он уничтожает самого себя. А так как его дух не является Бесконечным Живущим, он остается редуцирован к обособленности своего эгоцентризма, и погрязает в самости. Это капля, которая думала, что хорошо отдалиться от озера, от своей истинной природы.

 Есть также люди, которые любят демонстрировать свою силу и способности.

 Некоторые чванятся тем, что прыгают на куске резиновой ленты, переплывают на каяке опасные реки, занимаются серфингом на волнах, прыгают с парашютом. И называют все это оставлением самого себя, преодолением страха, что гораздо подлинней, чем сидение в медитации, в которой нет истинного риска. Это самоубийцы, которые действительно так не любят жизнь, что постоянно ее провоцируют.  Провоцируют Бога. Хотят покорить себя и пространство, покорить потоки. Но зачем все это? Мы хотим покорить свою машину, шоссе. Мы хотим покорить время. Мы хотим надо всем доминировать/чтобы все нам покорилось. Но когда придет наше время, каждый должен будет соединиться с Бытием. Раствориться в Нем. Без банджи, каяка, машины или парашюта. 

Но чтобы освободиться от фальшивого я и фальшивой, не подлинной идентичности, нужно будет быть способным распознать природу Бытия. В такой момент уже нет предметов для покорения. Конец скалам, бурлящим водам, расстояниям, отделяющим парашютиста от земли. Покончено с длиной банджи. Мы входим в не-время и в не-пространство. Мы входим в неведомое, которого обычная мысль не может постичь, измерить или даже себе представить. Вдруг не будет ничего, что могло бы нас поддержать, ничего из того, что мы знаем. Победа, самая большая победа, которую может одержать человек, это позволить, чтобы нас приняла Сущность Бога – наша собственная Сущность. Восстать из мертвых для Живущего. Выйти из человека, чтобы полностью быть Богом. Быть полностью Бытием, таким, какое есть. Разве это не наивысшая победа? Это не победа отдельной воли, или добра над злом, или победа света над невежеством.

Свет, божественность не являются чем-то установленным. Это не Бог – исполнен благости, доброй воли и сострадания. Бог творит добро и одновременно убивает, дает и отбирает. Утверждение, еще более шокирующее, чем предыдущее.

Бог есть тем направлением, которое мы ему задаем. Утверждение, которое противоречит известным нам истинам. Как это? как человек может управлять Богом? За кого этот человек себя принимает? Всегда легче произносить слова критики, чем выйти из сонливой лени и глубже проанализировать ответственность человека – Бога. Или Бога, который стал телом. Который стал человеком.  Бог убивает, потому что творит материю, которая, поскольку была сотворена, подвержена исчезновению. Поэтому жизнь становится концом жизни – естественно, той жизни, которую мы знаем. Это ни хорошо, ни плохо. Это факт, реальность, на которую мы не можем повлиять. Своим желанием мы заставили это тело жить. Своим желанием отдохнуть мы уничтожаем то, что построили. Мы проживаем именно то, что сами запроектировали. Мы получаем в наследство то, что было создано теми, кто был пред нами. Мы являемся творцами всего, что нас окружает и помимо этого Творца, нет иного Творца.

Мы либо близки Бытию, сияющему в каждой вещи, и тогда мы можем озарять мир врожденными заслугами этого света, либо мы отдаляемся от него и постоянно создаем темные мысли, темные поступки и темные интеллектуальные дискуссии. Свет, радость, которая освещает каждую вещь, - это радушная доброта, абсолютно незаинтересованная, это совершенный покой. Эти добродетели являются частью того, чем мы являемся в действительности – Бытия такого, какое есть, Живущего, дающего мне жизнь. Если мы находимся вблизи Бытия, мы не можем быть неуклюжи и безответственны. Мы часто любим блеснуть перед другими. Мы хорошо одеваемся, всегда спокойны и улыбчивы. А как только мы остаемся одни, у нас появляются дурные мысли, мы становимся неряшливыми. Но не существует места, в котором можно было бы укрыться от Бытия, которое есть в нас. Оно всегда с нами. Невозможно скрыться от самих себя. Поэтому наши действия должны быть искренними, подлинными и мы должны создавать красоту вокруг себя. Красоту в работе, в учебе, дома. Мы должны создавать красоту мыслью, словом, телом и действием. Бог стал телом, чтобы человек мог засвидетельствовать его красоту, свет, а не для того, чтобы подтвердить наши глупости, которые мы постоянно вновь повторяем. «Буду идти в красоту» – сказал один индейский вождь. На уродливость отвечу красотой, на суматошность отвечу благодушным спокойствием, злости отвечу добротой, смерти отвечу познанием. Но видите: человек еще не созрел. Он еще не вышел из джунглей. (…) Он стоит на двух ногах, но является лишь двуногим животным. Он пожирает пищу, вместо того, чтобы принимать ее. Пожирает других, чтобы существовать. Пожирает все на своем пути, с утра до вечера. Все, что он встречает на своем пути, является для него подвластным ему предметом. Растрачивает. Уничтожает. Заставляет. Он угрожает и правит своим окружением с помощью слепой силы. Женщины для него – предмет удовольствия, животные – игрушка, деньги – предмет его вожделения. Более того, он развил способность манипулировать другими с помощью животной силы денег или своего положения: отца, мужа. Он доходит до того, что ради своего удовольствия убивает животных и лжет, чтобы себя оправдать.

           Красотаэто нечто совершенно иное. Это утонченность, деликатность. Она умеет понимать, понимает, она способна любить, она одаривает. Она прощает, потому что она совершенно свободна от всякой самости. Прощение, любовь – это не имеет ничего общего с терпимостью. Это модное слово, которое все употребляют. «Терплю» на самом деле: не люблю, ненавижу, не выношу, но терплю. Мне не нравятся соседи, но я их терплю, я терпим к ним. Не выношу иностранцев. Но я терпим к ним. Это не самое хорошее слово, которое бы могло помочь нам в эволюции сознания. В действительности терпимость не существует. Нам либо что-то нравится, либо нет. Терпимость это – «мне должно это нравиться, но не нравится». Нет! Мы должны любить! Мы должны распознать во всех существах самих себя, мы должны увидеть, что другие являются мною. Есть только один выход, только одна возможность: принять других, любить других, и прежде всего – не терпеть. Прекрасные ворота открыты в вечность и полноту. Она ничего не желает для себя. Она такая, какая есть. В ней нет иного смысла, чем быть бесконечной лучезарностью мира, а жизнь имеет смысл только в вечной лучезарности. Поскольку вечность имеет смысл только в непрекращающемся движении первоначальной энергии. Бесконечность имеет смысл только в бесконечности.

Я был рожден жить. Я как объект сносил\терпел предметы своих созданий\произведений\творений. Где есть Бытие, которым я являюсь? Где есть Живущих, который делает меня живым? Этот живущий не знает болезни, старости и смерти. Я не являюсь ни болезнью, ни старостью, ни смертью. Я имею болезнь. Я наверняка создал старость и наверняка создал смерть. Потому что я создал все это. Но я не являюсь этим. Я не являюсь тем, что создал. Я являюсь смыслом, который я придаю жизни. Я являюсь ничем иным, как смыслом, который я придаю жизни. Мы все являемся творцами. Мы без конца создаем себя в постоянно обновляющейся форме. Мы создаем себя с каждым вздохом, с каждой мыслью, с каждым действием. В то же время, я являюсь не только действием, которое я привожу к жизни. Я - действие ветра, крыльев стрекозы. Я – действие запаха и ритма земли и неба. Я - многообразная изменчивость, и поэтому мои мысли, слова и действия становятся каждой вещью. Может быть, я должен быть внимательным, чтобы не затопить землю и небо своими дурными поступками и иллюзиями. «Я есть» - это целостность, которая свободно изменяется, каждую секунду. Так как человек, который по причине своих заблуждений изменяет ход истории, начинает мировую войну и убивает себе подобных.    

Во мне есть сила любить и уничтожать. Это не заслуга и не вина Бога. Это не связано ни с кем, кроме меня самого. Не стоит прятаться за Богом или какой-то справедливостью. Я полностью ответственен за свои поступки, мысли и слова. Поэтому даже если есть смерть, есть справедливость, если есть болезнь, это все существует потому что оно непостоянно, нереально. Нет субстанции, поэтому все может быть этим. Поэтому мы должны одинаково принимать и счастье, и несчастье. Жизнь такой, какая она есть в своей изменчивости. Если мы принимаем это, мы реализуем великую свободу. Мы поднимаемся над обусловленным человеком над человеком, ограниченным обстоятельствами.

Это бытие Живущим, более Живым, чем Жизнь, которая противостоит смерти. Более Живым, чем все, что живет. Быть Живым, источником всего, Сутью всего – таков смысл, который я должен придать жизни. Все остальное бессмысленно, потому что в конце всего остального только смерть. Поэтому в Живущем мы поднимаемся над смертью и над жизнью, над обусловленной жизнью. Существует способ. Существует способ, чтобы подняться. Выход возможен.