Дзен Буддизм Сото в Краснодаре
1 -- О нас
  •  Наше 道場 (Додзё)
  •  Контакты
  • 2 -- Основы буддизма
    Школы буддизма — Википедия
    Чань — Википедия
    Сото-сю — Википедия
    Сингон-сю — Википедия 
    Сутра Сердца — Википедия 


    3 -- Мастер Кайсен
    - Что есть дзен
    - ВНИМАНИЕ
    - Смысл жизни
    - ДЗАДЗЕН САТОРИ
    - Человек, которому снился Бог
    - Тексты на русском сайте мастера Кайсена
    -==-

    4 -- Интересные ссылки

  • Исследуем японский буддизм
  • Сутра-сердце великой Праджня-парамиты
  • Дзен мастера Кайсена в России
  • Суть и история школы Сингон
  • Сото-дзэн (Цаодун-чань)
  • PSYLIB® – А. Накорчевский, А. Смирнов. ДИАЛОГ БУДДИСТА И СУФИЯ
  • ::: Manas ::: Буддизм :::
  • Библиотека Дхармы
  • Практика дзэн-Сэкида Кацуки
  • Е.А.Торчинов "Религии мира: Опыт запредельного."
  • --



    Для правильного просмотра страниц включите "Установить поддержку языков с письмом иероглифами" в "Панель управления"-"Язык и региональные стандарты"-"Языки".



      Дзэн (иногда неточно дзен, от яп. ; санскр. ध्यान дхья́на, кит. чань, кор. сон) — течение в буддизме традиции Махаяны, зародившееся в Китае и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония). 

    Из всех названий этого направления буддизма наиболее широкую известность на Западе получило его японское наименование (собственно «дзэн»). Этимология этого слова восходит своими корнями к санскритско-палийскому термину «дхьяна/джхана», означающему «созерцание, медитацию». Произношение этого слова претерпело трансформацию в китайском языке в «чань» (ср. вьет. «тхиен», кор. «сон»), затем, распространившись в Японии — в «дзэн».

    В настоящее время словом дзэн обозначают как собственно медитативную практику с целью достижения просветленного состояния, так и дзэн-буддизм как ветвь махаянистского буддизма вообще.

    Китайское слово «Чань» происходит от санскритского термина дхьяна (по-китайски чаньна). Буквально это означает созерцание, медитация. Последователи чань бродили по стране, занимались каллиграфией и боевыми искусствами, обрабатывали землю и преподавали литературу, сохраняя внутреннюю тишину в самой гуще жизни. Постепенно чань стал самым массовым внемонастырским направлением китайского буддизма.

    Чань предоставляло возможность стать Буддой еще в этом теле, т.е еще в этой жизни, а не в следующих перерождениях. Для этого достаточно, взирая на собственную изначальную природу стать буддой. Таким образом, основной упор делался на медитативную практику, хотя существовали и другие способы. В большой степени чань — это особый тип миропереживания, целостного восприятия мира. По преданию, основные принципы чань-буддизма были сформулированы самим Бодхидхармой и сводились к следующему: не опираться на иероглифы, использовать передачу вне слов, прямо указывать на истинную природу человека, созерцая свою изначальную природу, стать Буддой. В реальности все эти принципы были сформулированы значительно позже того времени, когда жил Бодхидхарма.

    Принято считать, что свое распространение дзэн получил в Китае в V веке н. э. Принесшим это учение Будды в Китай считается индийский буддийский монах Бодхидхарма (в китайской традиции — Путидамо или просто Дамо, в японской — Дарума), часто называемый преемником 27 индийских Партиархов буддизма, ставший в последствии первым Патриархом дзэн. Бодхидхарма обосновался в монастыре Шао-Линь, считающимся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма. На протяжении 6—8 веков дзэн распространялся на территории Кореи, а затем и Японии. Впоследствии на протяжении веков учение передавалось от патриарха к патриарху, приобретая все больше приверженцев.

    Дзэн  — ветвь махаянистского буддизма, имеющая ряд специфических особенностей. Наиболее важной из них считается вера в возможность достижения нирваны, просветления, минуя череду перерождений (сансару), сразу, посредством медитативной практики, через состояние сатори (кэнсё). Особый акцент делается на внутренний, персональный духовный опыт, при котором внешняя культовая атрибутика буддизма, равно как и священные тексты отходят на второй план. Именно поэтому дзэн не считается религией в строгом смысле, равно как и логически обоснованной философской системой. Наставникам дзэн отводится роль указывающих направление духовного развития, чтобы ученик не стал, по выражению Вон Кью Кита, «натуралистическим еретиком». Дзэну невозможно научить. Можно лишь подсказать путь достижения персонального просветления. Несомненным преимуществом дзэн перед другими буддийскими учениями является, следовательно, возможность достичь состояния нирваны не только аскетам, отшельникам и монахам (как в «фундаментальном» буддизме), но и любому человеку, постигшему суть дзэн через внутренний опыт. Особая роль в этом постижении отводится воле, необходимой для того, чтобы «порвать узы разграничения и неведения». Дзэн-буддизм отрицает превосходство интеллекта над чистым опытом, считая последний совместно с интуицией верными помощниками человеку, пожелавшему достичь просветлениясатори, проникновения в истинную суть вещей..

    Медитация, созерцательность, занимает важнейшее место в дзэн-буддизме. Несмотря на различия в подходе к достижению сатори в разных школах дзэн, все они отводят медитации важнейшую роль. Медитативная практика дзэн (дзадзэн яп. 座 禅, кит. цзочань, «сидячая медитация», традиционно, хотя и не обязательно - в «позе лотоса»), в отличие от созерцательности, к примеру, древнегреческих материалистов (Демокрит, скептики и т. д.), является не целью, а всего лишь действенным средством для достижения просветления.

    Сото-сю (яп. 曹 洞宗, Со:то:-сю:, кит. 曹 洞宗, Цаодун-цзун) — крупнейшая на сегодняшний день школа дзэн в Японии, одна из двух ведущих школ наряду с риндзай.  Сото появилась в Японии немногим позже школы риндзай. Она была привезена на Японские острова монахом Эйхаем Дзендзи в XIII веке. С тех пор сото получила распространение в среде провинциальных правителей и простого народа, в то время как риндзай стала прерогативой знати и военного сословия (самураев). В настоящее время сото получила широчайшее распространение в Северной Америке и Западной Европе. 

    Философия сото уходит своими корнями к школе чань мастера Шитоу Сицяня (в японском произношении - Сэкито Кисэн, 700-790), основателя монастыря в Хунаньской долине Китая. Из этой школы впоследствии образовалось три разных направления, из коих одним как раз и является сото, которую собственно основал в Китае мастер Дуншань Лянцзе (807-869). Так же, как это принято в тибетском буддизме, старший монах назначается хранителем «родословной» передачи дхармы в монастыре. Считается, что такой монах должен в какой-то степени быть приобщен к просветлению мастером дзэн, и прожить в монастыре несколько десятков лет. Подобная «родословная» обычно представляет собой документы, в которых выводится связь передачи дхармы к Будде Гаутаме.